о прошлом ради будущего Поэзия (пером и……….)
Миф о князе Рюрике в свете западно-славянского происхождения приильменских славян
Дмитрий Гаврилов

длительное доминирование в России норманнской теории; утрата славянами в процессе войн и междоусобиц достоверных первоисточников; политическая цензура киевских, а потом и столичных князей в периоды составления российских летописей - вот с какими трудностями обязательно столкнется исследователь славянских древностей, вот уязвимые места, куда будут ориентированы удары его оппонентов.

Приведенные ниже сведения восходят к северной славянской (новгородской) традиции и дают основания говорить о летописных варягах как западных славянах. Знаменитый князь Рюрик интерпретируется автором как вождь ругов и бодричей, призванный на княжение новгородскими словенами, приильменской русью и союзными с ними племенами. Знаменитые сведения сопоставляются с данными современной науки. В целом разделяется концепция доктора исторических наук А.Г.Кузьмина.

Как пишет академик Седов В.В., «еще в прошедшем столетии исследователи направили внимание на близость религиозных воззрений, преданий, неких обычаев, а также географической номенклатуры и языковых особенностей новгородцев и балтийских славян Поморья. Было высказано предположение о расселении славян в Приильменье из земель балтийских славян. Некие археологические наблюдения - наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян - также указывают на какие-то связи Ильменского региона с Польско-Поморским.» (Седов В.В., Славяне в ранешном средневековье, -М.: Институт Археологии РАН, 1995.) В числе таковых исследователей можно было бы назвать в первую очередь А.Ф. Гильфердинга (см. К примеру. Собр. Соч. - СПб., 1874, Т.1 Либо А. Гильфердинг. История балтийских славян. М., 1855 Г., Т.1). К аналогичному выводу приходит и другой видный русско-русский ученый Д.К. Зеленин, анализируя западнославянские элементы в планировке расположения домов селений новгородцев и "венедских" селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба (тип "кругляшка") (Д.К. Зеленин, О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода// Институт Языкознания: доклады и сообщения, VI. М., 1954).

но, истоки научной теории западно-славянского происхождения приильменских славян лежат по нашему мнению в веке восемнадцатом и тесновато перекликаются с борьбой вокруг интерпретации летописного факта «призвание варягов».

Еще М.В. Ломоносов отмечал в «Возражениях на диссертацию Миллера»: «...Варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из старых россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, меж реками Вислою и Двиною... Имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано... В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из германец, а инде пишется, что из Пруссии... Меж реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, именуется Немень, а к устью своему слывет Руса. Тут явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе...И само заглавие пруссы либо поруссы указывает, что пруссы жили по руссах либо подле руссов» (М.В.Ломоносов, Полное собрание сочинений. Т6, М.,Л. 1952)

Другой корифей русской исторической науки, современник Ломоносова - Татищев В.Н. - Направляет внимание на слова Стрыковского:

«Междо сими Дюрет в Гистории о языке обсчем произнёс, что Рюрик из Вандалии. Чему, мню, и польские последовали, яко Стрыковский говорит: «Понеже руские море, обливающее Прусы, Швецию, Данию, Ливонию и Лифляндию, Варяжским имяновали, убо князи оные из Швеции, Дании либо, соседства ради обсчих границ, из Прусов над Русью обладали. Есть же город Вагрия, издревле славный, в Вандалии близ Любка, от котораго море Варяжское имяновано. А понеже вандалы словяне и потому руские единородных себе князей вагров, либо варягов, избрали» (В.Н. Татищев, История русская, собр. cоч. Т.IV. Гл. 29., -М.: НИЦ Ладомир, 1995).

«Далее Бернгард: «По различным же местам венеди, либо вандали, разно имяновались, яко поморяне либо померане, лебузы, гавелане, гевельды и гевелли, синиды, цирципаны, кишины, редари, толеисы, варни, варини, герули, верли, абортрыты, поляби, вагри, рани....»(со слов Кромера и Бернгарда, В.Н. Татищев, История русская, собр. cоч. Т4., гл. 33, -М.: НИЦ Ладомир, 1995). Еще точнее место расселения венедов-славян уже со слов очевидцев определено так:

«...Суть другие вендов роды, меж Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с другими. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари называются. Город их славный Ретра, там капище великое и основной бог их - Радегаст...» (Гельмолд (сер. XII века), "Славянская Хроника":)

доказательство догадливым словам Стрыковского находим, к примеру, в Никоновской летописи, где призвание Рюрика из руси-варягов вровень со словенами осуществляет и другая русь - ильменская:

«862 (6370). Положивше совет, поидоша за море к варягом русь, сице бо тии звахуся ВАРЯЗИ РУСЬ, яко се друзии зовутся свие, друзие же урмани, ингляне, друзии гути, тако сии. Реша РУСЬ, ЧУДЬ, и СЛОВЯНЕ, и КРИВИЧИ, и вси: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите у нас княжити и владети.»

И, понятно, раз избрали «единородных» вождей, то и одноязычных - Нестор отождествляет словенский язык и язык руси ("А словенъский язык и рускый одно есть...").

Еще в середине 1500-х годов помнили, на каком же языке говорила эта самая русь. Вот что пишет Герард (Георг) Меркатор в «Космографии»:

«На полуострове том живали люди идолопоклонники, раны либо рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов собственных стояли... Язык у них был словенской да вандальской. Грамотного учения не находили, но и заповедь меж собой учинили, чтоб грамоте, не токмо воинским делам прилежные охотники были...»

Речь идет об полуострове Рюген, именитом последней оплотом северного язычества Арконой с великим храмом Свентовита. На том же полуострове размещался порт Ральсвик, отождествляемый с Венетою.

опять Гельмолд, “Славянская хроника”:

“Ране, у остальных называемые руанами - это беспощадные племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют посреди всех славянских народов, имеют короля и известное святилище. Поэтому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются большим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их тяжело добраться.

Племена, которые они орудием себе подчиняют, они принуждают платить дань своему святилищу, жреца у них почитают больше, чем короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу собственного бога, остальное же делят меж собой.”

Адам Бременский, (ок. 1066 Г, "Деяния священников Гамбургской церкви") свидетельствует:

“Один из (этих) островов зовется Фембре. Он лежит против области вагров, так что его можно созидать из Альдинбурга (Старогорода)... Другой полуостров (Руян) расположен напротив вильцев (Волин, лютичи). Им обладают ране, храбрейшее славянское племя племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в публичных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами либо быстрее демонами, которым они поклоняются с огромным почтением, чем прочие».

сравнить ругов, упомянутых еще Тацитом, и русь нам разрешают многие свидетельства. Вот лишь некие из них: княгиню Ольгу германские хроники называют «регина ругорум», но ни разу не называют её «регина русорум». Но, Ольга - княгиня русичей. Таковым образом руги и русы - это одно и то же имя, но различная транскрипция. В «Житие...» Оттона Бамбергского сказано, что «руги еще имеют имя русинов (либо рутенов) (С-TH) и страна их называлась «Русиния» (Рутения)». Оттон Бамбергский помещает собственных рутенов как раз на том месте, где поморские славяне, которых он крестил. Иордан («Романа», 344) называет вождя Одоакра «genere Rogus». В Австрии же, в г. Зальцбурге (Ювава), есть плита. На ней латинская надпись: «Лета Господня 477. Одоакр, вождь русинов (рутенов), геппиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божьей, блаженного Максима с его 50 товарищами, спасавшихся в данной пещере... Скинули со горы, а провинцию Нориков опустошили огнем и мечом». Пытливого читателя мы отсылаем, к примеру, к работам Н.С. Трухачева (см. Попытка локализации прибалтийской руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII вв/ Древнейшие страны на местности СССР, М., 1984)

таковым образом руги-руяне-ране-рутены с острова Рюген и побережья при устье Вислы в первую очередь претендуют на место «варязи русь». Это единственная русь «за морем», нет племени русь в Скандинавии, и эта русь - тоже именовались вандалами-венедами.

«Свянтовид был наивысший бог вандалов с четырьмя головами либо лицами» (Кранций и Арнкиель, средневековые историки, см. В.Н.Татищев, т.4 Ч.2 Прим. Гл 6, -М.: НИЦ Ладомир, 1995)

но, вернемся к «единородству». Антропология объединяет западных славян и ильменских славян в одну группу.

"...Узколицые суббрахикефалы Новгородской земли обнаруживают наиблежайшие аналогии посреди краниологических материалов балтийских славян. Так, черепа ободритов... Также суббрахикефальны (черепной указатель 76,6; у новгородских словен - 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2; у новгородских словен - 132.1) очень близки они и по иным показателям... Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение. Как и предки кривичей, они вышли, необходимо полагать из земель Среднего Повисленья..." (Седов В.В., Славяне в ранешном средневековье, -М.: Институт Археологии РАН, 1995.)

Выделяется «ареал близких антропологических типов, принадлежащих к балтийскому морю, - балтийский. В него входят поляне (польские), висляне, ободриты, поморяне, словени новгородские, кривичи полоцкие, радимичи, дреговичи и, может быть, волыняне.» (Т.И.Алексеева, "Славяне и германцы в свете Антропологических данных"// Вопросы истории, 1974, N3)

Вернемся и к языку и расселению западных славян, узнаваемых также, как «венеды».

«...Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не различаются от обитателей Славянии ни собственной внешностью, ни языком.... Славянских народов существует много. Посреди них более западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). потом следуют ободриты, которых сейчас называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых именуется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости именуются вильцами, либо лютичами. Есть еще и лругие славянские племена, которые живут меж Лабой и Одрой...» (Адам Бременский (ок. 1066 Г), "Деяния священников Гамбургской церкви").

По мнению доктора ист. Наук. Е.В.Кузнецова направляет на себя внимание родство прозвища Рюрик-Рорик и наименования племени ререгов, т.Е. Рарогов, и города Рерика с именованием духа огня у западных славян - Рарога. Возможно, это Сварожич, и просто уменьшительное от «Сварог». Меж тем, сокол-рарог, камнем падающий на добычу (ошибочно толкуемый как трезубец) - тотемный символ рода Рюриковичей. Рароги известны, как мы видим из описания современников, как славянское племя обитавшее в 1 тыс. Н.Э. На юге Ютландии на землях грядущего Мекленбурга.

Сведения Адама Бременского по части языка непременно следует дополнить данными современных научных исследований, которые свидетельствуют в нашу пользу:

"О происхождении населения, создавшего в Новгородско-Псковском крае в третей четверти 1-го тысячелетия н.Э. Рассматриваемую культуру (длинных псковских курганов), из среднеевропейского региона молвят данные топонимики. Так, картография гидрононимов с лексемой «тереб» - (от глагола теребить - "расчищать землю, готовить её под пашню") указывает, что бассейны озер Ильмень и Псковское составляют общий ареал с Повисленьем, Чехией и Словакией. Объяснение этому может быть одно - какая-то часть земледельческого населения, разумеется из Повисленья, переселилась в Ильменско-Псковские земли. В гидронимии бассейнов Ильменя и Псковского озера имеются и остальные новгородско-псковско-польские схождения. Старая близость псковских говоров со славянским языковым миром Висленского бассейна проявляется и в лексических материалах." (Седов В.В. Древнерусская народность, -М.: Институт археологии РАН, 1999. стр 125-127, см. Также Зализняк А.А., Древненовгородский диалект, -М.: Наука, 1995)

лишь новгородцы и балтийские славяне называли "невод" неведом, а заднюю часть сельского дома не "клетью", а "кланцей" (лунебургские славяне). В старых новгородских письменных источниках известен ряд западнославянских письменных частей в различие от российского эквивалента, данного в скобках: сторовый (здоровый), нелза (нельзя), древяны (древляны), личные имена - Ян (Иван), Матей (Матвей), Домаш (Фома), уменьшительные на -ята, -хно: Петрята, Гюрята, Смехно, Прохно, Жирохно. У вятичей и словен и у западных славян термин "жупа" - населенные пункты на землях этих славян типа Жупаново. (Петровский Н.М. О новгородских словенах//Известия отделения российского языка и словесности. Пг., 1922). В указанной работе содержатся и другие лингвистические материалы по подтверждению схожести диалекта новгородских словен и языка прибалтийских славян.

Имеется любознательное свидетельство о использовании одноязычными ляхами наемной силы собственных западных соседей-язычников:

"...племенами, которые совместно именуются лютичами, не заведует один отдельный властитель... К нарушеню мира их просто склонить даже и средствами. Эти-то воины, некогда бывшие нашими рабами, а потом из-за грехов наших ставшие свободными, отправляются в сопровождении собственных богов помогать королю польскому." (Дитмар Мерзебургский, ранее 1018 г, "Хроника")

Не удивительно, что определенное сходство пролеживается и в рунической венедской письменности у лютичей (надписи на изображениях из Ретры отысканные в земле Мекленбурга) и ляхов (Микоржинские камешки из Познаньского воеводства). К слову, есть совпадение рун на именитом коровьем ребре из Новгорода с рунами на Ретринских изображениях из Мекленбурга (Платов А., Монументы рунического искусства славян// легенды и магия индоевропейцев, вып 6, -М., Менеджер. 1998, Стр. 90-130).

А вот лишь некие из глагольных форм трех языков для сравнения (российский - нижне- и верхне- лужицкий - польский): стать -stanu(y)s -stac; cадиться-sadzic-sadzic; давать-dewas,dawas-davati; ездить-jezdzu-jezde: созидать-widzec-widze: идти- idu- ide ... и т.Д. В работе А.В.Гудзь-Маркова делается сравнительный анализ в виде морфологических таблиц этих языков по основополагающим глагольным формам, по словарю, связанному с урожаем, хозяйственным инвентарем, жилищем, со скотом, животными и растениями, наименованиями родственников, частей тела, вооружением, числительными и т.Д Всего более 300 позиций. Нижне- и верхне-лужицкий обнаруживают разительное сходство с польским, и российским языками.(Гудзь-Марков А.В., Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. - М.:Рикел, Радио и Связь, 1995, стр. 113-139).

И нет ничего необычного в том, что за полтора столетия до описываемых событий тех же самых варягов, единокровных и одноязычных, пригласили ильменские словене и приильменская русь.

Легенду о призвании Рюрика из Прусской (прусы-«те, что по Русе»-порусы-борусы) земли мы находим в Воскресенской летописи: Август, кесарь Римский поставил... «брата собственного Пруса въ березехъ Вислы реки во градъ Мадборокъ, и Торунъ (Торнов?), Хвоиница, и преславы Гденескъ и иныхъ многых градов, по реке Немонъ, впадшую въ море, и до этого часа по имени его зовется П(о)русскаа земля. А отъ Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житие, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ (По)рускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ».

Та же легенда известна по Первой Новгородской летописи. По сейчас утраченным Хлебниковской и Трехлетовской летописям (в пересказе А.Я.Артынова, ок. 1842 Г.):

"Егда же в великом междоусобии и многим нестроении российстии народи быша и несогласующеся во избрании от собственных себе властелине советоваше, он нарочит и разумен супруг в Великом Новеграде живущ Гостомысл, да пошлют к варягам и триех братии, уже бяху князи изящнии и в храбрости воинской изряднии на княжение Руское умолят... Князья эти три брата родные по именам: Рюрик, Синеус и Трувор. Они произошли от колена Августа, Кесаря Римского. На всеобщей думе в Новегороде согласилися, наконец, все славянорусские народы по завещанию Гостомыслову призвать княжить над собою варяжских князей, и для этого "поидоша за море к варягам; словени варягом реша: "Прииде звати храбрых князей в Новъгород на княжение, земля наша велика и всем изобильна, лишь лишена суда и экзекуции, которые вы утвердите".

Известна также легенда о призвании Рюрика из ободеритов по Ксавье Мармье ( «Письма с севера (Les letteres sur le nord), «Воетерс», Брюссель, 1841) в пересказе Чивилихина (роман-эссе «Память»).

«... Племенем оботритов заведовал повелитель по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково мощных, смелых и жаждущих славы. Первый звался Рюриком, второй Сиваром, третий Труваром. Три брата не имели подходящего варианта испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски схваток и приключений в остальные земли.... Они направились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного. Они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала война меж двумя правителями, братья пробовали понять, какой из них прав, и воспринимали его сторону. После длительных благих деяний и ужасных боев братья, которыми восхищались и благословляли. Пришли в Руссию. Люд данной страны страдал под бременем долгой тирании, против которой не осмеливался восстать. Три брата, тронутые его несчастием, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране братья решили возвратиться к своему старому папе, но благодарный люд упросил их не уходить и занять место прежних правителей. Тогда Рюрик получил Новгород, Сивар - Плесков, Трувар - Бело-озеро».

Этот источник можно было бы презреть по примеру новоявленных норманнистов, но есть кое-что подревнее. Так, в "Генеалогии мекленбургских баронов" Фридриха Хемница (1717) согласно легенде Рюрик и его братья - как и у Мармье - сыновья венедско-ободеритского князя Готлейба либо Годлайба, плененного и убитого ютским владыкой Готофридом. Из-за малолетства оных, власть перешла к дядьям Рюрика - Славомиру и Трасику, которым наследовали некие Годомысл и Табемысл. Но в силу непонятных обстоятельств, быстрее всего по погибели Табемысла, престол оказывается в руках Мечислава III.

Этот же источник упомянут у Г.Ф.Гольмана (см. «Рустрингия, первоначальное отечество первого русского великого князя Рюрика и его братьев».-М., 1819). В генеалогиях, собранных Иоганном Хюбнером (1725) года Рюрик с семейством - это ответвление герульских, вандальских и венедских князей, к которым принадлежал и Боривой и его отпрыск Гостомысл. (См. Также Е.С.Галкина, А.Г. Кузьмин, Росский каганат и полуостров русов/ Cлавяне и русь. Трудности и идеи, -М.: Наука, Флинта, стр.456-481)

Как видим есть довольно славянских и германских старых источников, выводящих Рюрика с южного берега Балтии, но ни одного, чтоб из Скандинавии.

Сомнительно, чтоб в первом тысячелетии н.Э. Славяне воспользовались летоисчислением, схожим греческому либо римскому. Еще более возможно, что предки наши, как и германцы, опирались на генеалогию. Сказать, при каком вожде происходили действия - и означало найти их во времени. Генеалогия Рюрика и отпрыска его Игоря смотрится так.

Автор не претендует на истину в последней инстанции, но дает всем читателям, всерьез интересующимся российской историей, обратиться к указанным первоисточникам.

знаменитое ВРЕМЯ ПРАОТЦОВ:

- Сварог-Феост (Ипат. Лет. 1114 Г, ПСРЛ т.2, М.,1998);

- отпрыск Сварога - Даждьбог-Сварожич (Ипат. Лет. 1114 Г, ПСРЛ т.2. М.,1998) Он же Аполлон Таргелий, Геракл и Таргитай Геродота согласно версии академика Б.А.Рыбакова;

- Афет-Япет, от коего согласно Ветхому Завету в итоге произошли славяне;

знаменитое ВРЕМЯ ОТЦОВ

- Скиф - один из отпрыской Геракла по «Истории» Геродота;

- Скиф и Зардан правнуки Афетовы-Япетовы (Степенная Новгородская книга по Татищеву, Собр. Соч. Т.4. Гл 30) - «В мале времени по разделении детей Ноевых, правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братии и рода собственного от государств западных, вселишася на полдень во Ексипонте и живяху тамо многие лета. От сих породишася сынове и внуцы, и умножишася зело, и прозвашася по имяни прадеда их Скифа Скифия Великая...» ;

И в самом деле «правнуки». Япет - из поколения титанов, предшествующих Зевсу, папе Геракла. Т.Е. Скиф по Геродоту мог быть «хронологически» его правнуком.

- Славен, Рус, Болгор, Коман, Истер - правнуки Скифа и Зардана (Степенная Новгородская книга по Татищеву, Собр. Соч. Т.4. Гл.30, -М.: НИЦ Ладомир, 1995) - «Тогда владеяху пять братов, их же имяна Славен, Рус, Болгор, Коман, Истер... В лето от сотворения мира 3099-го (что по потопе по греческому счислению 1531 лето) Словен и Рус с роды своими отлучишася от братии своея и хождаху по странам вселенныя 14 лет, даже пришед ко озеру Илмер и по волхованию поставиша град на реке Волхове, его же по имяни князя собственного Славенск именоваша. И от того времени начаша скифы имяноватися славяне...»;

- Славен Старый и Скиф (Иоакимовская летопись, В.Н.Татищев. Собр Соч. Т.2, Т.4. М., 1995) - «Славен з братом Скифом, имея войны мнигие на востоце идоша к западу, многи земли о Черном мори и на Дунае себе покориша... И от старшего брата прозвашася славяне... Славен князь... Иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Словенск нарече. А Скиф остася у Понта и Меотиса в пустынех обитати, питаяся от скот и грабительства и прозвася страна та Скифиа Великая...» ;

- Словен Старый и Рус и сестра их Ирмера (Мазуринский летописец, ПСРЛ т.31, Л., 1968) - «Лета 3099. Словен и Рус с роды своими отлучашася от Ексинопонта и от роду собственного и от братии и хождаху по странам вселенныя... 14 Лет пустыя места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера некоего великого, Моиска зовомаго, последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры. Тогда волхование повеле им наследником места того быти. И наистарейшем Словен с родом своим и со всем, иже под рукою его, седе на реце, зовомой тогда Мутная, последи же Волхов проименовасе во имя старейшаго отпрыска Словенова, Волхова зовома... Лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени собственном Словенск, иже сейчас зовется Великий Новград... И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяня...»;

- Славян Новгородский - «До Рождества Христова 551 лето. По погибели царя Россолама преемником был ему старший отпрыск его, по имени Славян, который более всего прославился построением крепкого города Кунигардии, основанного на берегу реки Мутной при истоке её из озера Ильменя. Он был мудрый законодатель, храбрый и счастливый полководец...» («Книга о славяно-российском народе, о великих князьях российских и ростовских, отколе корень их произыде на Руси от Ноя-праотца до великаго князя Рюрика» в пересказе. А.Артынова. 1842 Г.).;

ПОЛУЛЕГЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ отпрыской:

- Волхов - старший отпрыск Словена (Мазуринский летописец, ПСРЛ т.31, 1968);

- Вандал (Венд), Волхов, Волховец, Рудоток - сыновья Словена Старого (Новгородские летописи, ПСРЛ. Т.III CПб, 1841 г., Новгородская первая летопись старшего и младшего изодов. НIЛ. М.-Л. 1950);

«По устроении Великого града умре Славен князь, а по владаху сынове его и внуци много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий...». Сравним это сообщение с ранее цитируемым Стрыковским и получим любопытную преемственность в традиции. Да Татищев цитирует средневекового ганзейского историка шестнадцатого века, Альберта Кранца в 40-ой главе: «Венды с князем их Винулем ходили на восток морем и многие места пруские, курляндские и естляндские повоевали»

- Вандал Новгородский - «До Р.Х. 490 Лето. По погибели царя Славяна стал царствовать в построенном отцем его городе Кунигардии отпрыск его царь Вандал. Он был во всем подобен папе своему: мудрый законодатель и счастливый полководец. К нему присоединялися многие соседние с ним народы, для которых он на другом берегу реки Мутной выстроил крепкий город, назвал его Новым городом, а Кунигардию назвал Великим Словенском...» («Книга о славяно-российском народе, о великих князьях российских и ростовских, отколе корень их произыде на Руси от Ноя-праотца до великаго князя Рюрика» в пересказе. А.Артынова. 1842 Г.).;

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ВНУКОВ ДАЖДЬБОЖИХ:

- Избор, Владимир старый, Столпосвет - сыновья Вандала (Иоакимовская летопись. Татищев т.2, Ист. М., 1995 И Новгородская первая летопись старшего и младшего изодов. НIЛ. М.-Л. 1950) - IV. Век н.Э.

«Царь Вандал, отпрыск Славяна, имел у себя трех отпрыской, по именам: Избора, Столпосвета и Владимира. По погибели царя Вандала стал править всем его царством старший отпрыск его Избор. Он был мудрый и справедливый царь, любимый своими подданными и уважаемый соседями. Второй отпрыск Вандалов Столпосвет не пошел дорогой отца собственного и старшего брата, а пошел собственной: стал брать, где не клал, и жать, где не сеял, т.Е. Стал промышлять разбоем на реке Мутной до моря Невы. И по собственной непобедимой удали он известен был более под именованием Волхва либо "Морскаго Шуда". Для поддержания молвы о Морском чуде он сделал себе длинное остроконечное судно с палубой. И являлся он там, где его никто не ждал, и устрашал всех. По этому Волхву-Шуду названа была Мутная река "Волховом". Младший отпрыск Вандала Владимир по предсказанию жрецов оставил свое родительское наследство братьям своим и пошел с избранными им охотниками отыскивать себе другого царства "на всток солнца", пока, наконец, по долгом странствовании не пришел к городу Россову стану» («Книга о славяно-российском народе, о великих князьях российских и ростовских, отколе корень их произыде на Руси от Ноя-праотца до великаго князя Рюрика» в пересказе. А.Артынова. 1842 Г.).;

- Буривой - новгородский князь, потомок Владимира старого в девятом колене (Иоакимовская летопись. Татищев т.2, Ист. М., 1995), Прадед Рюрика, согласно Новгородской первой летописи вел долгую борьбу с иноземными варягами, потерпел поражение на реке Кюмене, что на границе с Финляндией, и обязан был бежать в свои окружные владения. Новгородцы подпали под власть варягов, тогда они и выпросили себе отпрыска Буривого Гостомысла;

- Гостомысл - отпрыск Буривого, (конец 8 века - разум. Ок. 860-863) (Воскресенская летопись. ПСРЛ, т.7, -Спб, 1856 г.; Иоакимовская летопись. В.Н.Татищев, Собр. Соч. Т.2, М., 1995);

- Умила - (род. Не позже 815 года) средняя дочь Гостомысла (Иоакимовская летопись. В.Н.Татищев, Собр. Соч. Т.2, М., 1995) Замужем за князем бодричей Годлавом-Годославом-Годелайбом);

- Годелайб, он же Годлав, именуется отпрыском ободеритского князя Витислава, он потомок Пруса (Прус, Радим и Вятко - согласно «Степенной Новгородской книге»). По одной из ошибочных версий он был убит конунгом данов Годофридом в 808 году. И в этом случае рождение Рюрика самое позже могло быть в том же году. Дата «выскочила» из факта, что некий вождь Годофрид в самом деле сжег Рерик, о чем мы читаем в «Аналлах» Эйнхарда (Einhardi. Annales, ed. G.H.Pertz, Hannoveral, 1854, р. 51-56, 77).

Годлава создают также по датской полосы (Ивар Многославный (уб. 720 Г.) - Рюрик Метатель Колец (отпрыск Ивара) - Геральд Боевой Клык (отпрыск Рюрика Метателя Колец, уб. 750 Г.) - Гальфдак (отпрыск Геральда) - Годослав (Годлав) отпрыск Гальфдака и ободеритской княжны). Это не доказано русскими источниками, и хотя первые три конунга названы в «Старшей Эдде», мы не видим достаточных оснований для таковых построений. Некие датские корешки Рюрика, но, у нас не вызывают сомнения - этому доказательством география расселения ободеритов рарогов, а также именование его порой на германский манер Эриком;

- Рюрик-Рорик-Эрик - разум.879 (Лаврентьевская летопись, ПСРЛ. Т.1., М., 1998), Отпрыск Умилы и Годослава, потомка Пруса. «А от Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ» (Воскресенская летопись, ПСРЛ, т.7, -Спб, 1856 г.);

Почему ошибочна паралель меж Годелайбом, повешенном в 808 году датским конунгом Годфридом, после взятия Рерика князем ободеритов Годославом (Годлавом), предполагаемым папой нашего Рюрика.

Согласно Иоакимовской летописи, которая видимо опиралась на какую-то начальную Новгородскую летопись, Гостомыслу был сон о том, что из чрева средней дочери его Умилы подросло дерево. «Вещуны же реша: от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его».У Гостомысла было четыре отпрыска и три дочери (при многоженстве - вещь рядовая). Cколько лет могло быть Умиле, когда её выдали замуж за упомянутого Годослава (Годлава)? возможно, от 14 до 18 лет. Вторая дата точнее, поскольку она средняя сестра и не могла по обычаю выйти замуж ранее сестры старшей. Пусть будет 16 лет, возраст для деторождения уже не столь страшный..

У Татищева читаем также: «Гостомысл, по Несторову сказанию, князь, избранный от народа словенского, пришедших из Вандалии. Что имя его означает, когда же, по ком он на престол избран, того по гистории не очевидно. Токмо что умре 860-го году. Его престол был в Великом Граде, сарматскии Гардорики, где сейчас древняя Ладога.»

В Лаврентьевской летописи погибель Гостомысла отмечена 861 годом.

«(6369) 861 Быша варяги из замория и не даша им дани. Тогда же умре словенский князь Гостомысл, и почаша людие сами в себе владети, и не бе в них правды, и восташа род на род, и быша в них усобицы, воевати сами на ся. И реша: «Поищем себе князя. Иже бы обладал и рядил нами по ряду и по праву.»

Произведем нехитрые рассчеты:

Итак Гостомысл погиб в 860-861 гг. И согласно Степенной Новгородской книге глубочайшим стариком («и сей, долго в спокойности правя, на старость видя себя ослабевша»)... Положим, что ему было 70 лет, но быстрее всего меньше, поскольку в средние века средний человек жил не столь долго, как сейчас. Означает, появился он в 790 году. Женился по обычаю в 16-18 лет. Пусть в год у него рождается по ребенку. Умила - шестая по счету. Т.Е. Она родилась не ранее, когда Гостомыслу было 24 года - это 814 год.

Прибавим 16 лет её взросления и получим 830 год.

В этом году Гостомыслу было 40 лет. Годославу, зятю Гостомысла могло быть лет уже даже больше, чем самому Гостомыслу, по крайней мере он мертв на момент «призвания варягов» (призвали-то работающего князя!). Так что, быстрее всего Годослав был убит в 830 -х годах, не воспитав детей, мы ничего больше о нем не знаем, не считая того, что он вероятный супруг Умилы.

Пусть Рюрик (старший из трех мнимых братьев), появился в год замужества Умилы за Годославом в том же 830 году.

таковым образом Рюрику пришел в 862 году (видимо, уже вторично) на Русь в возрасте 32 лет, а погиб в 879 году в возрасте 49 лет.

О погибели же Рюрика в сообщается под 6387 годом (879).

«Умершу Рюрикови, княжив лет 17, предаде княжение свое Ольгови, от рода ему суща, вдав ему на руце отпрыска собственного Игоря, бе бо вельми мал детск.».

При рождении же в 808 году (в год погибели его мнимого отца, убитого при взятии Рерика данами), этому князу было бы на момент призвания - далеко за 50, на момент зачатия Ингваря Старого 69 лет и по погибели 72 года. Возраст во всех вариантах почтенный. Поэтому не мог Готелайб быть Годлавом-Годославом, зятем Гостомысла, и не мог отпрыск его Рюрик в 862 году быть сопоставимым по возрасту со своим дедом Гостомыслом.

В данной связи стают еще более нелепыми все пробы связать датского Рюрика из клана Скьелдунгов c нашим Рюриком Бодрическим (Г.В.Вернадский, старая Русь. История России, -М.: ЛЕАН, 1996). Отец первого был изгнан из Ютландии в 782 году и получил от Карла Великого в ленное владение Фрисланд. В 800 году у него появился отпрыск Рюрик. У Рюрика был старший брат Харальд, который около 826 года смог вернуть себе земли в Ютландии, но не навечно. Он был вторично выбит из Ютландии и принял покровительство Людовика Благочестивого. Потом Харальд крестился в Ингельхейме близ Майнца. Харальд (а отец Рюрика Скьельдунга к тому времени почил) прибыл креститься совместно со всем своим кланом, и Рюрик принял крещение вслед за братом. После крещения Рюрика и Харальда Людовик даровал им в ленное владение область Рустриген во Фрисланде. Рюрик имел в ней свою долю и после погибели собственного брата стал его наследником. Но с приходом к власти правителя Лотаря по Верденскому договору 843 года Фрисланд был отобран у Рюрика и включен в состав империи франков. Рюрик покинул Рустриген и стал вести жизнь викинга, участвуя в набегах на континент и Англию. Он возвратился к язычеству и стал известен как «язва христианства». В 845 году его корабли грабили верховья Эльбы, а год спустя он сделал набег на Францию. В 850 году Рюрик Ютландский на 350 кораблях напал на побережье Англии, а с 851-854 года пробовал вернуть себе Фрисланд, что ему может быть удалось на какое-то время, но он был обязан заключить контракт с императором Лотарем и, в конечном счете, растерял отчие земли.

Как нам понятно, данов никогда не называли русью. Русь на побережье Балтики лишь одна - ругии, а они - славяне согласно самим же германцам. Русь летописная, как мы цитировали, делится на две части, та, что уже была в Новгородских землях и участвовала в призвании той руси заморской, т.Е. Рюрика с его «варягами». Русь заморская поклонялась тем же богам, что и словене (по другому мы нашли следы поклонения асам), говорила на том же языке, что и словене (всех норманнских слов в древнерусском штук десять, если не меньше). Так что, не нужно представлять предков таковыми идиотами, что были способны пригласить к себе инородца и иноверца. Военная же операция, экспансия на восток данов, кажется полностью смехотворной, если учитывать, каких людских и иных ресурсов она бы потребовала.

В последнее время возникли некие публикации свейской поздней версии о Рорике Скильвинге, конунге с Гаутланда (видимо, Готланда), прямом потомке конунга Альдейгьюборга некоего Арнвида и «владельцев Восточных путей» (см. «Сага о конунге Рорике и его потомках», М., РАЕН, 1995). Поскольку я не знаком с первоисточником этих сведений, а только пересказом Д.М.Михайловича, то не могу оценить как вообще правдоподобно существование таковой раннесредневековой свейской саги. Замечу только, справедливости ради, что интерпретация энтузиастами Альдейгьюборга как Альденбурга неправомочна. В «Саге об Олаве отпрыску Трюгви» под Алдейгьюборгом (Альдейгье) предполагается древняя Ладога согласно переводу М.И.Стеблин-Каменского и О.Смирницкой. И я не вижу основания не доверять мнению таковых профессионалов, а означает, нет обстоятельств в некой другой более чем сомнительной саге трактовать это заглавие как Старгород.

В то же время еще Татищев справедливо задался вопросом, что нежели Новгород - Новый город, то где же город старый? Согласно Татищеву - это и в самом деле Альденбург (Ольденбург), а по-русски Старград. Впрочем, еще Гельмолд в «Славянской хронике» докладывал:

«Ольденбург, тот, что на славянском языке зовется Старигард, то есть «старый город», расположен в земле вагров, на заподной стороне Балтийского моря и является пределом Славии... Город же этот... Населяли населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями данов и саксов и все военные столкновения либо сами первыми начинали, либо, если нападали остальные, воспринимали удар на себя.»

Археологические раскопки последнего времени на Рюриковом городище IX века свидетельствуют о скандинавском князе, сидевшем там в это самое время "призвания варягов" со скандинавской же дружиной. Почему-то наши доблестные историки приписывают таковой факт на актив норманнистов, тогда как это только подтверждает существование летописного Вещего Олега, наследовавшего Рюрику. Там в самом деле мог "посиживать в это время" родич Рюрика, норманн Одр, и супруга Рюрика Ефанда, сестра того же норманна - хелги Одра. Как супруга Ярослава Мудрого, свейка, имела нордманнскую дружину и получила в вено Ладогу, так и супруга Рюрика, не говоря уж о её брате наверное имели дружину из свеев либо мурманнов.

кроме явных летописных указаний на западно-славянские культурные связи приильменских славян, есть ряд свидетельств такового порядка:

"В Устюге Великом и на всем Архангельском Севере, где преобладала новгородская колонизация, до этого были обширно распространены вотивные приношения: больные делали из сплава либо дерева изображения больных частей тела либо всего больного человека и подвешивали их на икону в храме... В старых церквах Новгорода были вотивные приношения, а южнее Новгорода на Руси вотивы не были известны великорусам. Вряд ли может быть колебание в том, что обычай вотивных приношений был занесен в старый Новгород из Западной Европы, где был обширно распространен. Мы склонны мыслить, что тут главную роль сыграли переселенцы из балтийских славян... " - Пишет Д.К. Зеленин.

Далее в качестве примеров автором именуется почитание "громовой" стальной стрелы в селениях бассейна реки Вятка, которую носили совместно с иконами во время крестного хода. Аналогичное почитание стального копья отмечено у балтийских славян в г.Волин (Волынь). Есть свидетельство и Адама Бременского, что «русские язычники ездили в Курляндию и Самогитию для поклонения кумирам» (Д.К. Зеленин, О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода// Институт Языкознания: доклады и сообщения, VI. М., 1954)

Два века назад на основании недоступных нам источников сочинитель Григорий Глинка ("Мифология славян", 1804) сказал о почитании Свентовита в Холмограде (то бишь Новгороде) по типу Арконского культа ( Г.Глинка. Старая религия славян / легенды старых славян. -Саратов: ”Надежда”,1993.-320 с.)

В.Н. Татищев в сороковой главе собственной «Истории Российской» сказал со ссылкой на германский средневековый источник, что "новгородцы древле герб имели воловою голову, как и мекленбургский... Идола Мокоса имели с воловьею головою". очевидно, речь идет не о женском божестве Макощи, а о Велесе-Мокосе, чей культ преобладал на Севере Руси. Кстати, западно-славянские Волин, Волигощ, Велиград - уж не города ли это с кумирнями Велеса? Впрочем, одного фонемологического сходства не достаточно.

К этому можно приобщить локализацию Буяна-Руяна-Рюгена, священного острова из наших сказок и заговоров, где растет мировое дерево славян и лежит алатырь-камень - белые известняковые утесы Рюгена.

Согласно археологическим данным, в ряде городов Северо-Западной Руси найдена керамика с Балтийского Поморья, торновского типа (Торнов - культовый центр западных славян) и фельдбергерского типа междуречья нижней Эльбы и Вислы.(Седов В.В. Лепная керамика Изборского городища// Краткие сообщения института археологии, вып 155. М., 1978, См. Также из последних данных - Седов В.В. Древнерусская народность, -М.: Институт археологии РАН, 1999.) Анализируя результаты раскопок на Перыне экспедицией А.В.Арциховского, которыми управлял тогда В.В.Седов, академик Б.А.Рыбаков показывает на «польский» след. Речь идет о том, что согласно археологическим данным «капищу Перуна 980-988 гг. Предшествовали три святилища, построенные в одной системе... В том либо ином виде святилище уже было не менее двух столетий» до того момента, как Добрыня Малкович вознес там идол Громовика. Рыбаков приводит убедительные подтверждения связи перынского архаичного комплекса с культом рожаниц (Лады и Лели) и Ящера (Волхва, Волхова). меж тем этот «новгородский пантеон повторяет польскую схему, известную по материалам 1420-х годов, связанным с большущим языческим святилищем в сакральном до сих пор Ченстоховском окружении. Это не обязано нас восхищать, так как происхождение новгородских словен, согласно исследованию Седова В.В. Связано с какими-то северо-восточными областями лехитских племен». (Б.А.Рыбаков, Язычество старой Руси, -М.: Наука, 1987, стр 257-255). Польский «триглав» упомянут в церковных запрещениях языческих обрядов, относящиеся к первой четверти XV века как Issaya (Iassa), Lado, Hely(Ilely), и в так называемой «Ченстоховской рукописи Яна из Михочина» (1423 г.). В «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» близ г.Келец (опять Польши) (XII век, записана в XVI веке) именуются Лада, Бода и Леля. (Б.А.Рыбаков, Язычество старых славян, -М.: Российское Слово, 1997, стр. 534-537). К слову, божество Вода понятно у лютичей, его изображение было найдено в Прильвице (Андрей Кайсаров, "Славянская и русская мифология", 1803). С этим связана особая история, но она для отдельной увлекательной статьи.

Подведем итоги:

1. Cходство в деталях стройки.

2. Сходство в керамике

3. Антропологическое сходство.

4. Языковая близость.

5. Идентичность в верованиях.

6. Летописные данные.

7. Данные западных первоисточников.

- разрешают утверждать о западно-славянском происхождении приильменских славян, что нашло отражение в легенде о роде и призвании Рюрика с Южного берега Балтийского моря.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • ИЗБАЛОВАННЫЕ ДЕТИ...приглашаем к рассуждению на тему...
  • "Отрывок из книги "Ядро существования. "Система и структура жизни в пред ...
  • Русская поэзия
  • Вербное воскресенье......
  • Патриарх Алексий Второй


  • логин :  
    пароль :  
    зарегистрироваться


    Просмотреть все галереи